Выгодно ли исполнять законы о беспилотниках? С точки зрения граждан

За последнее время произошло множество изменений в законах, регулирующих полеты беспилотников. Повышались штрафы, делались послабления в законе, БВС предписывалось ставить на учет. Пришло время оценить текущую ситуацию — насколько легко и целесообразно исполнять новые правила. Но прежде хочу сделать ремарку: сам я соблюдаю законы какими бы они ни были неправильными или неудобными и всем советую.

Оценивать сложившуюся ситуацию следует с нескольких точек зрения. При этом примем, что в процессе полетов мы никого не убили, не шпионили и не совершали других уголовных преступлений.

Во-первых, с точки зрения статуса субъекта пользования беспилотника:

  • гражданин;
  • юридическое лицо.

В КоАП фигурирует еще должностное лицо, но думаю, что для читателей этот случай в большинстве случаев неинтересен. Данную статью посвятим полетам БВС с точки зрения граждан. Следующую — с точки зрения ЮЛ.

Во-вторых, с точки зрения реальности выполнения законов, касающихся полетов БВС. Оценим, насколько возможно исполнение законов без серьезного ущерба интересам субъекта.

В-третьих, с финансовой точки зрения с учетом действующего КоАП (в предстоящей редакции КоАП планируется увеличение штрафов по некоторым пунктам, расклад изменится).

В конце сделаем вывод, какую стратегию поведения выберет с большей вероятностью тот или иной гражданин.

Законы

Перечислим законы, которые касаются полетов БВС:

  1. Правила учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов.
  2. Федеральные правила использования воздушного пространства.
  3. КоАП РФ.
  4. Законы, перечисленные в Законопроекте № 636681-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части предотвращения использования беспилотных воздушных судов в противоправных целях).

Законы, касающиеся работы с государственной тайной, мы упоминать не станем. Ибо они практически полностью исключают фото и видеосъемку и на мой взгляд используются в виде исключения лишь самими органами власти. [1] и [2] устанавливают требования к пилотом и БВС, их и рассмотрим. Законы [3] и [4] — наказания за неисполнение.

Насколько реально исполнять законы?

И так, насколько реально исполнять законы гражданам — любителям и профессионалам — внешним пилотам БВС?

[1] хоть и возможно исполнить только допотопным бумажно-письменным способом (до сих пор не создан интернет-ресурс для онлайн постановки на учет!), но из всего процесса проблему представляет только время ожидания обработки заявки.

Исполнение [2] представляет собой определенную проблему в некоторых случаях. Точнее в любых, в которых необходимо получение разрешения. Основной задачей становится получения временного режима (ВР) в диспетчерских зонах аэропортов. Ибо именно они являются основным «пожирателем» пространства для свободных полетов беспилотников. Если разобраться с процедурой теоретически сможет любой взрослый человек, то готовить документы, ждать 5 дней для получения режима и держать периодическую связь с диспетчерами согласится лишь малая часть граждан. И даже если гражданин разобрался в хитростях получения режима, то в случае полета над населенными пунктами, его может ждать разочарование. Потому что для получения режима при полете над населенным пунктом, необходимо предварительно получить разрешение органов местного самоуправления, а процедура получения разрешения не всегда ясна и не всегда существует.

Что грозит за незаконный полет?

В действующем КоАП предусмотрены следующие штрафы:

  1. Нарушение пользователем воздушного пространства правил ИВП — 20-50 т.р.
  2. Полет на не учтенном беспилотнике — 2-2,5 т.р.

Согласно действующему КоАП (ст. 4.4., п.2.), при наличии различных наказаний за одно деяние, применяется более строгое. Поэтому, видимо, применим только первый штраф. Так как второй без первого невозможен.

Какой можно сделать вывод?

На мой взгляд, текущая ситуация в законодательстве мотивирует поступать следующим образом:

  1. Граждане — жители крупных городов с аэродромами (где есть ДЗ , покрывающие, к слову, территории радиусом ~40 км), поставят на его учет, но, вероятно, не будут получать разрешения. При этом вне диспетчерских и пр. зон им удастся летать законно, в запретных зонах будут летать на удачу.
  2. Граждане, использующие дешевые (стоимостью ниже штрафа за ИВП) БВС, не будут ставить их на учет. И, соответственно, не будут получать разрешения на ИВП.
  3. Граждане, использующие БВС вдали от крупных населенных пунктов с ДЗ, поставят беспилотники на учет. Однако, проблему может составить получение разрешения у администраций для полетов в населенных пунктах. Нет разрешения администрации — нет законных полетов.
  4. Граждане, использующие БВС в противоправных целях, не будут ставить беспилотник на учет и не будут получать разрешения на полеты.
  5. Законопослушные граждане поставят БВС на учет, будут теребить администрации и получать разрешения.

Что делать?

Что сделать, чтобы законы исполнять хотелось? То есть чтобы исполнять их было выгодней, чем не исполнять. Само собой, когда риски превышают трудозатраты на исполнение законов, эти законы начинают исполняться. На данный момент риски потери БВС или получения штрафа малы. А трудозатраты на получение разрешений — огромны. Следовательно, мотивации исполнять законы у не законопослушных граждан нет.

И так, основная проблема, которую необходимо решить для обеспечения комфортности исполнения законов — автоматизация процедуры получения разрешения.

Что будет?

Можно предположить, что преследование «незаконных» пилотов усилится.

Можно надеяться, что процесс получения разрешения будет автоматизирован.