КоАП и штрафы за беспилотники. Изучаем закон

В КоАП нас интересует глава 11 «Административные нарушения на транспорте». В частности ее статьи:

11.4 Нарушение правил использования воздушного пространства

11.5 Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов

Рассмотрим эти статьи с точки зрения пилотов БПЛА.

Статья 11.4 КоАП

Части 1 и 2 статьи 11.4 очень похожи и по формулировкам, и по сумме штрафа, необходимо понять в чем же их отличие.

Правонарушения, предусмотренные ч. 1 , состоят в нарушении пользователем воздушного пространства правил его использования. Т.е. не полученное разрешение на использование воздушного пространства, не поданный план полета, не предупрежденные о начале/окончании полета органы ОрВД, все это относится к этой части статьи. И это как раз та статья, которая грозит любителям и профессионалам, использующим БПЛА легче 30 кг. Штраф по этой статье составляет от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей для граждан; от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей для должностных лиц; от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток для юридических лиц.

Правонарушения, предусмотренное ч. 2 ст. 11.4 КоАП РФ, состоит в том, что лицо, не наделенное в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, незаконно осуществляет указанную деятельность. Т.е. такой правонарушитель осуществляет такую деятельность, при которой должен иметь действующую лицензию, но не имеет или лишен ее. Штраф по этой статье составляет от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей для граждан; от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей для должностных лиц; от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток для юридических лиц.

Статья 11.5 КоАП

Части 1 и 2 статьи 11.5 КоАП определяют наказание за причинение по неосторожности легкого и среднего вреда здоровью из-за нарушения допуска к полетам или правил подготовки и выполнения полетов. Для граждан наказание в виде штрафа от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей или лишение права управления воздушным судном на срок от трех до шести месяцев при причинении легкого вреда здоровью и от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления воздушным судном на срок до одного года при причинении среднего вреда здоровью.

Важна для пилотов БПЛА часть 5 статьи 11.5. Согласно ей полет на не поставленном на учет БПЛА наказывается штрафом от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишением права управления воздушным судном на срок до одного года. Поставить беспилотник на учет проще простого, так что стоит это сделать, тем более, что получить разрешение на ИВП скоро будет скорее всего невозможно.

Управление БПЛА в нетрезвом состоянии не повлечет каких-либо наказаний, т.к. согласно части 7 статьи 11.5, за это грозит «лишение права управления воздушным судном на срок от двух до трех лет «. Т.к. прав на управление БПЛА у нас на данный момент получать не нужно, то и лишить их невозможно. Конечно же это не значит, что стоит летать в состоянии опьянения.

Вывод

Полет без разрешения на ИВП — 20 — 50 т.р.

Полет на не поставленном на учет БПЛА — 2 — 2,5 т.р.

Легкий вред здоровью — 1,5 — 2 т.р.

Средний вред здоровью — 2 — 2,5 т.р.

Полеты в запретных зонах могут влечь за собой уголовное наказание, причинение смерти по неосторожности — влечет уголовное наказание.

Что мне будет за полет на не поставленном на учет квадрике?

ст. 11.5 КоАП РФ:

5. Управление воздушным судном, не прошедшим государственной «регистрации», либо не поставленным на государственный учет, либо не имеющим государственного и регистрационного опознавательных  знаков или учетного опознавательного знака, либо имеющим заведомо подложные государственный и регистрационный опознавательные знаки или заведомо подложный учетный опознавательный знак, влечет наложение административного штрафа на командира воздушного судна в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления воздушным судном на срок до одного года.

И да, квадрик — воздушное судно.

Почему БПЛА — воздушное судно?

Да, Ваше беспилотник, как и самолет и вертолет является воздушным судном.

Пункт 1 ст. 32 Воздушного кодекса РФ

Воздушное судно — летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

Пункт 5 ст. 32 Воздушного кодекса РФ

Беспилотное воздушное судно — воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот).

Таким образом, определениям «беспилотник» и «дрон» соответствует определение «беспилотное воздушное судно». К беспилотным воздушным судам относятся в том числе и беспилотные квадрокоптеры.

Надо ли получать разрешение органов местного самоуправления?

Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 (ред. от 13.06.2018) «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации»

49. Авиационные работы, парашютные прыжки, демонстрационные полеты воздушных судов, полеты беспилотных летательных аппаратов, подъемы привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадка (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов.

Надо ли получать разрешение на использование воздушного пространства?

Согласно п.52 «Федеральных правил использования воздушного пространства РФ»

Использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве классов A, C и G осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства.

Как узнать в зоне ответственности какого зонального или регионального центра я собираюсь летать?

Вот по этой карте

struktura vp2

Или здесь fpln.ru кнопка «Воздушное пространство» — Зоны — Зональный центр.

Должен ли быть застрахован БПЛА?

Должен. Статья 131. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (ВК РФ) (с изменениями и дополнениями)

1. Страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна, является обязательным.

2. При выполнении полетов и авиационных работ в воздушном пространстве Российской Федерации минимальный размер страховой суммы устанавливается в размере не менее чем два минимальных размера оплаты труда, установленных федеральным законом на момент заключения договора страхования, за каждый килограмм максимальной взлетной массы воздушного судна.

Однако, наказания за отсутствие страховки на данный момент нет.