Анализ нового КоАП касательно полетов БВС

Как уже писалось, на рассмотрении на данный момент находится новая редакция КоАП (кодекса об административных правонарушениях), т.е. документа, регулирующего в том числе и наказания за незаконное использование беспилотников. Введение в действие нового КоАП планируется в начале 2021 г. Спойлер — изменения есть, в основном в сторону ужесточения наказаний. Для начала проведем соответствие между главами КоАП, интересными пилотам беспилотников (анализ действующего КоАП в части, касающейся беспилотников, можно посмотреть здесь). В конце статьи краткий вывод.

Действующий КоАПНовый КоАП
11.4Нарушение правил использования воздушного пространства20.4Нарушение правил использования воздушного пространства и организации воздушного движения
11.5Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов20.5Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов
*Ранее беспилотники в главе «Административные правонарушения, посягающие на общественную безопасность» не упоминались39.21Несанкционированное использование беспилотных летательных аппаратов над отдельными территориями

Статья 20.4. (бывшая 11.4.) Нарушение правил использования воздушного пространства и организации воздушного движения

Текст статьи

Из описания правонарушений убрали текст «если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния». Суммы штрафов остались прежними.

1. Нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил ИВП:

  • граждане — 20-50 т.р.;
  • должностные лица — 100-150 т.р.;
  • юридические лица — 250-300 т.р. или административный запрет деятельности до 30 суток.

Для последних «Административное приостановление деятельности» до 90 суток планируют заменить на «административный запрет деятельности» до 30 суток. 30 суток обусловлены максимальным сроком административного запрета. «Административный запрет» определяется в статье 3.28 нового КоАП.

Серьезное изменение пункта — добавился штраф ИП-шникам:

  • ИП — 150-200 т.р. или административный запрет деятельности до 30 суток.

2. Нарушение правил ИВП лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по ИВП

  • граждане — 30-50 т.р.
  • должностные лица — 50-100 т.р.
  • юридические лица — 300-500 т.р. или административный запрет деятельности до 30 суток

Опять же добавился штраф ИП-шникам:

  • ИП — 70-150 т.р. или административный запрет деятельности до 30 суток .

Эти два пункта, видимо, отличает то, какое воздушное судно используется при нарушении закона. В некоторых случаях на управление судном необходимо иметь право на ИВП (БВС тяжелее 30 кг, самолеты, вертолеты), в некоторых нет (беспилотники легче 30 кг).

Здесь не ясен принцип формирования суммы штрафа. Должностные лица и ИП платят штрафы больше за нарушения правил ИВП (т.е. п.1 ст. 20.4), а граждане и ЮЛ за нарушения правил ИВП будучи не наделенными правом на осуществление деятельности по ИВП (п.2 ст.20.4).

Статья 20.5. (бывшая 11.5.) Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов

В этой статье существенно (от нескольких до нескольких десятков раз) возросли штрафы относительно действующего КоАП. Также изменился текст.Текст статьи


1. Нарушение установленных в соответствии с законодательством РФ порядка допуска к выполнению полетов воздушных судов либо правил подготовки и выполнения полетов, если эти действия создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью человека

Одно из наиболее существенных изменений в КоАП — если ранее в статье упоминались только случаи причинения вреда здоровью, то теперь сюда относится уже угроза причинения вреда жизни или здоровью. Штрафы серьезные:

  • граждане — 20-30 т.р.
  • должностные лица — 50-100 т.р.
  • ИП — 100-300 т.р.
  • юридические лица — 300-500 т.р.

Как видите, опять же упоминаются ИП. Каким образом будет определяться угроза причинения вреда жизни и здоровью — не понятно, четких критериев нет. Субъективно, например, полет в опасной близости (где начинается опасная близость?) от человека может окончиться для гражданина штрафом до 30 т.р.

2. Те же действия, повлекшие по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего

Существенное увеличение штрафов:

  • граждане — 30-50 т.р. (сейчас до 2,5 т.р.)
  • должностные лица — 100-200 т.р. (сейчас до 20 т.р.)
  • ИП — 200-300 т.р.
  • юридические лица — 400-500 т.р. (сейчас до 100 т.р.)

Традиционно упоминаются ИП.

3. Взлет на воздушном судне … а равно управление ВС … не прошедшем государственной регистрации, либо не поставленным на государственный учет, либо не имеющим государственного и регистрационного опознавательных знаков или учетного опознавательного знака, либо имеющим заведомо подложные государственный и регистрационный опознавательные знаки или заведомо подложный учетный опознавательный знак

Если находящийся в воздухе БВС не поставлен на учет или на нем нет учетного номера или номер подложный, то пилоту придется заплатить штраф. Размер штрафа 10-20 т.р. В действующем КоАП штраф до 2,5 т.р.

6 Допуск к полету воздушного судна….

Текст статьи

Пункт скорее всего не касается пилотов БВС — любителей, речь, видимо, об организациях. Так как допуском занимаются контролирующие пилота органы (ОрВД, начальство, администрация населенного пункта). Вряд ли допуском самого себя может заниматься гражданин. Тем не менее стоит заметить, что штраф за «допуск к управлению воздушным судном… лицом… находящимся в состоянии алкогольного опьянения:

  • граждане — 30-50т.р.
  • должностные лица — 100-150 т.р.
  • ИП — 150-200 т.р.
  • юридические лица — 200-300т.р.

Статья 39.21. Несанкционированное использование беспилотных летательных аппаратов над отдельными территориями

Текст статьи

Новая статья в КоАП. Вводит штрафы за полеты над зонами, над которыми ранее было разрешено сбивать беспилотники.

  • граждане — «от двух пяти» (видимо опечатка, или от 2 или от 5) т.р. до 10 т.р. с конфискацией БВС или без таковой
  • должностные лица — 25-50 т.р.
  • ИП — 50-70 т.р. с конфискацией БВС или без таковой
  • юридические лица — 100-200 т.р. с конфискацией БВС или без таковой

Конфискация БВС — также новинка в КоАП. Ранее такое наказание не применялось. Согласно статье кроме сбитого над указанными в «Законе о предотвращении использования беспилотных воздушных судов в противоправных целях» можно будет получить еще и штраф и/или конфискацию БВС.

Как избежать попадания в такие запретные зоны к сожалению не указано, карты с «местами проведения следственных мероприятий», «мест проведения публичных мероприятий», «сооружений на коммуникациях» и проч. как не было так и нет. С учетом того, что согласно постановлению 74 в некоторых случаях возможен полет без получения разрешения ИВП и разрешения органов местного самоуправления, летать в определенной степени придется «на удачу».

Вывод

В итоге имеем:

  1. В КоАП введены штрафы для ИП.
  2. Введен штраф за угрозу причинения вреда жизни и здоровью человека.
  3. Серьезно увеличены штрафы в пункте 20.5 Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов.
  4. За полеты над территориями, указанными в Законе о предотвращении использования беспилотных воздушных судов в противоправных целях введены существенные штрафы и/или конфискация БВС.